Рсдрп методы достижения целей таблица. Политическая программа партии социалистов-революционеров. Задачи и методы эсеров

Всем известно, что в результате Октябрьского переворота и последовавшей за ним Гражданской войны к власти в России пришла партия большевиков, которая, при различных колебаниях своей генеральной линии, оставалась у руководства практически вплоть до момента распада СССР (1991). Официальная историография советских лет внушала населению мысль о том, что именно эта сила пользовалась наибольшей поддержкой народных масс, в то время как все остальные политические организации в той или иной мере стремились к возрождению капитализма. Это не совсем так. Например, партия эсеров стояла на непримиримой платформе, по сравнению с которой позиция большевиков порой выглядела относительно мирной. Одновременно социал-революционеры критиковали «боевой отряд пролетариата» во главе с Лениным за узурпацию власти и притеснение демократии. Так что же это за партия такая была?

Одна против всех

Разумеется, после многих художественных образов, созданных мастерами «социалистического реалистического искусства», зловеще выглядела в глазах советского народа партия социалистов-революционеров. Эсеров вспоминали, когда рассказ шел о в 1918 году, убийстве Урицкого, Кронштадтском восстании (мятеже) и других неприятных для коммунистов фактах. Всем казалось, что они «лили воду на мельницу» контрреволюции, стремились удушить Советскую власть и физически устранить большевистских лидеров. При этом как-то забывалось, что организация эта вела мощную подпольную борьбу с «царскими сатрапами», проводила немыслимое количество террористических актов в период двух русских революций, а во время Гражданской войны причинила немало бед Белому движению. Такая неоднозначность привела к тому, что партия эсеров оказалась враждебной практически всем противоборствующим сторонам, вступая с ними во временные союзы и расторгая оные во имя достижения собственной независимой цели. В чем она состояла? В этом невозможно разобраться, не ознакомившись с партийной программой.

Истоки и создание

Считается, что создание партии эсеров произошло в 1902 году. Это в каком-то смысле правда, но не совсем. В 1894 году саратовское народовольческое общество (подпольное, естественно) разработало собственную программу, носящую несколько более радикальный характер, чем ранее. Пара лет ушла на выработку программы, переправку ее за рубеж, публикацию, печать листовок, доставку их в Россию и прочие манипуляции, связанные с появлением на политическом небосводе новой силы. Тогда же небольшой поначалу кружок возглавил некий Аргунов, который переименовал его, назвав «Союзом социалистов-революционеров». Первой мерой новой партии стало создание филиалов и налаживание с ними устойчивой связи, что кажется вполне логичным. Отделения были созданы в крупнейших городах империи - Харькове, Одессе, Воронеже, Полтаве, Пензе и, конечно же, в столице, Петербурге. Венчал процесс партийного строительства появившийся печатный орган. На страницах газеты «Революционная Россия» была опубликована программа. Этот листок возвестил о том, что создание партии эсеров стало свершившимся фактом. Было это в 1902 году.

Цели

Любая политическая сила действует, руководствуясь программой. В этом документе, принимаемом большинством учредительного съезда, декларируются цели и методы, союзники и противники, главные и те препятствия, которые предстоит преодолеть. Помимо этого, указываются принципы управления, руководящие органы и условия членства. Эсеры задачи партии сформулировали следующим образом:

1. Установление в России свободного и демократического государства с федеративным устройством.

2. Наделение всех граждан равным избирательным правом.

4. Право на бесплатное образование.

5. Упразднение вооруженных сил как постоянно действующей государственной структуры.

6. Восьмичасовый рабочий день.

7. Разделение государства и церкви.

Были еще несколько пунктов, но в целом они во многом повторяли лозунги меньшевиков, большевиков и других организаций, так же стремившихся к захвату власти, как и эсеры. Программа партии декларировала те же ценности и устремления.

Общность структуры проявлялась и в иерархической лестнице, описанной уставом. Форма правления партии эсеров включала два уровня. Съезды и Советы (в межсъездовский период) принимали стратегические решения, которые выполнялись ЦК, считавшимся исполнительным органом.

Эсеры и аграрный вопрос

В конце XIX века Россия была преимущественно аграрной страной, в которой крестьянство составляло большую часть населения. Класс в частности и социал-демократы вообще считали отсталым в политическом отношении, подверженным частнособственническим инстинктам, и отводили беднейшей его части лишь роль ближайшего союзника пролетариата, локомотива революции. Несколько иначе смотрели на этот вопрос эсеры. Программа партии предусматривала обобществление земли. При этом речь шла не об ее национализации, то есть переходе в государственную собственность, но и не раздаче ее трудящимся. Вообще, по мнению социалистов-революционеров, истинное народовластие должно было прийти не из города в деревню, а наоборот. Поэтому частную собственность на аграрные ресурсы следовало отменить, куплю-продажу их запретить и передать местным органам самоуправления, которые и распределят все «добро» согласно потребительским нормам. Все вместе это называлось «социализацией» земли.

Крестьяне

Интересно, что, объявляя деревню источником социализма, относилась к самим ее жителям достаточно осторожно. Крестьяне действительно никогда не отличались особой политической грамотностью. Чего ждать он них, лидеры и рядовые члены организации не знали, жизнь селян была им чужда. Эсеры «болели душой» за угнетенный народ и, как это часто бывает, считали, что знают, как его осчастливить, лучше него самого. Их участие в советах, возникших в период Первой русской революции, усилило влияние как в крестьянской, так и в рабочей среде. Что же касается пролетариата, то и к нему было отношение критическое. В целом рабочая масса считалась аморфной, и следовало приложить много усилий, чтобы ее сплотить.

Террор

Партия эсеров в России приобрела известность уже в год своего создания. Министр внутренних дел Сипягин был застрелен Степаном Балмашевым, а организовал это убийство Г. Гиршуни, руководивший боевым крылом организации. Затем было много терактов (самыми известными из них считаются удавшиеся покушения на С. А. Романова, дядю Николая Второго, и министра Плеве). После революции партия левых эсеров продолжила убийственный список, ее жертвами стали многие деятели большевиков, с которыми наблюдались существенные разногласия. В умении организовывать индивидуальные теракты и расправы над отдельными оппонентами с ПСР не могла соперничать ни одна политическая партия. Эсеры действительно устранили руководителя Петроградского ЧК Урицкого. Что касается покушения, совершенного на заводе Михельсона, то история эта туманна, но полностью исключать их причастность нельзя. Однако по масштабности массового террора им до большевиков было далеко. Впрочем, возможно, если бы они пришли к власти…

Азеф

Личность легендарная. Евно Азеф руководил боевой организацией и, как было неопровержимо доказано, сотрудничал с сыскным ведомством Российской империи. И самое главное - в обоих этих, столь разных по целям и задачам, структурах им были очень довольны. Азеф организовал целый ряд терактов против представителей царской администрации, но при этом сдал охранке огромное количество боевиков. Только в 1908 году разоблачили его эсеры. Какая партия потерпит в своих рядах такого предателя? Центральный комитет вынес приговор - смерть. Азеф был уже почти в руках своих бывших товарищей, но смог их обмануть и бежать. Как ему это удалось, не совсем ясно, но факт остается фактом: до 1918 года он дожил и умер не от яда, петли или пули, а от болезни почек, которую «заработал» в берлинской тюрьме.

Савинков

Партия эсеров привлекала многих авантюристов по духу, искавших точку приложения свих криминальных таланов. Одним из них был начинавший свою политическую карьеру как либерал, а затем примкнувший к террористам. В партию социал-революционеров вступил через год после ее создания, был первым заместителем Азефа, принимал участие в подготовке многих терактов, в том числе и самых резонансных, приговорен к смерти, бежал. После Октябрьского переворота боролся с большевизмом. Претендовал на верховную власть в России, сотрудничал с Деникиным, был знаком с Черчиллем и Пилсудским. Савинков покончил жизнь самоубийством после его ареста ЧК в 1924 году.

Гершуни

Григорий Андреевич Гершуни был одним из самых активных членов боевого крыла партии эсеров. Он непосредственно руководил исполнениями террористических актов в отношении министра Сипягина, попыткой убийства губернатора Харькова Оболенского и многими другими акциями, призванными добиться народного благоденствия. Он действовал везде - от Уфы и Самары до Женевы, - занимаясь организационной работой и координацией деятельности местных подпольных кружков. В его арестовали, но Гершуни удалось избежать суровых мер наказания, так как он, в нарушение партийной этики, упорно отрицал свою причастность к законспирированной структуре. В Киеве все же случился провал, и в 1904 году последовал приговор: ссылка. Побег привел Григория Андреевича в парижскую эмиграцию, где он вскоре и умер. Это был настоящий художник террора. Главным разочарованием его жизни была измена Азефа.

Партия в Гражданской войне

Обольшевичивание Советов, насаждаемое, по мнению эсеров, искусственно, и проводящееся нечестными методами привело к выходу из них представителей партии. Дальнейшая деятельность носила спорадический характер. Эсеры вступали во временные союзы то с белыми, то с красными, и обе стороны понимали, что продиктовано лишь сиюминутными политическими интересами. Получив большинство в партия не смогла закрепить успеха. В 1919 году большевики, учитывая ценность террористического опыта организации, решило легализовать ее деятельность на контролируемых ими территориях, но этот шаг никак не повлиял на интенсивность антисоветских выступлений. Впрочем, эсеры временами объявляли мораторий на выступления, поддерживая одну их борющихся сторон. В 1922 году членов ПСР окончательно «разоблачили» как врагов революции, и началось их полное искоренение на всей территории Советской России.

В эмиграции

Заграничная делегация ПСР возникла задолго до фактического разгрома партии, в 1918 году. Структура эта не была одобрена центральным комитетом, но, тем не менее, существовала в Стокгольме. После фактического запрета деятельности в России в эмиграции оказались практически все выжившие и оставшиеся на свободе члены партии. Они сосредоточились главным образом в Праге, Берлине и Париже. Возглавлял работу иностранных ячеек Виктор Чернов, бежавший за границу в 1920 году. Кроме «Революционной России», в эмиграции печатались и другие периодические издания («За народ!», «Современные записки»), в которых отражалась главная мысль, охватившая бывших подпольщиков, недавно боровшихся с эксплуататорами. К концу 30-х годов они осознали необходимость реставрации капитализма.

Конец партии эсеров

Борьба чекистов с уцелевшими эсерами стала темой многих художественных романов и кинофильмов. В общем и целом картина этих произведений соответствовала действительности, хотя и подавалась искаженно. На самом деле эсеровское движение уже к середине 20-х годов представляло собой политический труп, совершенно безвредный для большевиков. Внутри Советской России эсеров (бывших) беспощадно отлавливали, а порой социал-революционные взгляды даже приписывали людям, никогда их не разделявшим. Успешно проведенные операции по заманиванию особо одиозных членов партии в СССР имели целью скорее обоснование грядущих репрессий, подаваемых как очередное разоблачение подпольных антисоветских организаций. На смену эсерам скамьи подсудимых вскоре заняли троцкисты, зиновьевцы, бухаринцы, мартовцы и прочие бывшие большевики, ставшие вдруг неугодными. Но это отдельная история…

В начале XX века в пёстром калейдоскопе внутриполитических событий России особое место занимала партия социалистов-революционеров, или, как их принято называть, эсеров. Несмотря на то что к 1917 году они насчитывали в своём составе более миллиона человек, им не удалось воплотить в жизнь свои идеи. Впоследствии многие лидеры эсеров закончили свои дни в эмиграции, а те, кто не пожелал покинуть Россию, попали под безжалостное колесо

Выработка теоретической базы

Виктор Чернов - лидер партии эсеров - был автором программы, опубликованной впервые в 1907 году в газете «Революционная Россия». В её основу легли теории ряда классиков российской и зарубежной социалистической мысли. В качестве рабочего документа, неизменного в течение всего периода существования партии, эта программа была принята на первом партийном съезде, прошедшем в 1906 году.

Исторически эсеры являлись последователями народников и, так же как они, проповедовали переход страны к социализму мирным путём, минуя капиталистический период развития. В своей программе они выдвигали перспективу строительства общества демократического социализма, в котором главенствующая роль отводилась рабочим профсоюзам и кооперативным организациям. Его руководство осуществлялось парламентом и органами местного самоуправления.

Основные принципы построения нового общества

Лидеры эсеров в начале 20 века полагали, что будущее общество должно быть основано на базе социализации земледелия. По их мнению, его строительство начнётся именно в деревне и будет включать в себя в первую очередь запрещение частной собственности на землю, но не национализацию её, а лишь перевод в общенародное владение, исключающее право купли-продажи. Распоряжаться ею должны местные советы, построенные на демократической основе, а оплата труда будет производиться строго в соответствии с реальным вкладом каждого работника или целого коллектива.

Основным условием для построения будущего лидеры эсеров считали демократию и политическую свободу во всех формах её проявления. Что же касается государственного устройства России, члены ПСР были сторонниками федеративной формы. Также одним из важнейших требований являлось пропорциональное представительство всех слоёв населения в выборных органах власти и прямое народное законодательство.

Создание партии

Первая партийная ячейка эсеров была образована в 1894 году в Саратове и находилась в тесной связи с местной группой народовольцев. Когда те были ликвидированы, социалисты-революционеры начали самостоятельную деятельность. Она заключалась главным образом в выработке собственной программы и выпуске печатных листовок и брошюр. Руководил работой этого кружка лидер партии социалистов-революционеров (эсеров) тех лет А. Аргунов.

С годами их движение приобрело значительный размах, и к концу девяностых его ячейки появились во многих крупных городах страны. Начало нового века было отмечено многими структурными изменениями в составе партии. Образовывались её самостоятельные ответвления, такие как «Южная партия эсеров» и созданный в северных районах России «Союз эсеров». Со временем они слились с центральной организацией, создав мощную структуру, способную решать общегосударственные задачи. В эти годы лидером (эсеров) являлся В.Чернов.

Террор как путь к «светлому будущему»

Одной из важнейших составляющих партии была их «Боевая организация», впервые заявившая о себе в 1902 году. Первой жертвой стал министр внутренних дел. С этих пор революционный путь к «светлому будущему» щедро обагрялся кровью политических противников. Террористы, хотя и являлись членами ПСР, находились на совершенно автономном и независимом положении.

Центральный комитет, указывая на очередную жертву, лишь называл предполагаемые сроки исполнения приговора, оставляя за боевиками полную организационную свободу действий. Руководителями этой глубоко законспирированной части партии были Гершуни и разоблачённый впоследствии провокатор, тайный агент охранки Азеф.

Отношение эсеров к событиям 1905 года

Когда в стране вспыхнула лидеры эсеров отнеслись к ней весьма скептически. По их мнению, она не была ни буржуазной, ни социалистической, а являлась неким промежуточным звеном между ними. Переход к социализму, утверждали они, должен осуществляться поэтапно мирным путём, и его движущей силой может стать лишь союз крестьянства, которому отдавалась лидирующая позиция, а также пролетариата и трудовой интеллигенции. Высшим законодательным органом, по мнению эсеров, должно было стать Учредительное собрание. Своим политическим лозунгом они избрали словосочетание «Земля и воля».

С 1904 по 1907 год партией проводится широкая пропагандистская и агитационная работа. Выпускается целый ряд легальных печатных изданий, что способствует привлечению в их ряды ещё большего количества членов. К этому же периоду относится роспуск террористической группы «Боевая организация». С этого времени деятельность боевиков становится децентрализованной, их количество значительно увеличивается, а вместе с тем учащаются и политические убийства. Самым громким из них в те годы стал взрыв кареты московского градоначальника, совершённый И. Каляевым. Всего за этот период насчитывается 233 террористических акта.

Разногласия внутри партии

В эти же годы начинается процесс отделения от партии самостоятельных структур, образовывавших независимые политические организации. Это привело впоследствии к дроблению сил и в итоге послужило причиной краха. Даже в рядах ЦК возникли серьёзные разногласия. Так, например, известный лидер эсеров 1905 года Савинков предлагал, несмотря на царский манифест, дававший гражданам определённые свободы, усилить террор, а другой видный деятель партии - Азеф - настаивал на её прекращении.

Когда началась Первая мировая война, в руководстве партии обозначилось так называемое интернациональное течение, поддержанное в первую очередь представителями левого крыла.

Характерно, что лидер левых эсеров - Мария Спиридонова - в дальнейшем примкнула к большевикам. Во время Февральской революции эсеры, войдя в единый блок с меньшевиками-оборонцами, стали крупнейшей партией того времени. Они имели многочисленное представительство во Временном правительстве. Многие лидеры эсеров получили в нём руководящие посты. Достаточно назвать такие имена, как А. Керенский, В. Чернов, Н. Авксентьев и другие.

Борьба с большевиками

Уже в октябре 1917 года эсеры вступили в жёсткую конфронтацию с большевиками. В своём воззвании к народам России они назвали совершённый последними вооружённый захват власти безумием и преступлением. Делегация социалистов-революционеров в знак протеста покинула заседание народных депутатов. Ими был даже организован Комитет по спасению Родины и революции, который возглавил известный лидер партии социалистов-революционеров (эсеров) того периода Абрам Гоц.

На выборах во Всероссийское социалисты-революционеры получили большинство голосов, а председателем был избран бессменный лидер партии эсеров в начале 20 века - Виктор Чернов. Совет партии определил борьбу с большевизмом как первоочередную и неотложную, что и было реализовано в годы Гражданской войны.

Однако определённая нерешительность их действий послужила причиной поражения и арестов. Особенно много членов ПСР оказалось за решёткой в 1919 году. Как результат внутрипартийных разногласий продолжалось и разобщение её рядов. Примером может служить создание на Украине своей независимой партии социалистов-революционеров.

Конец деятельности ПСР

В начале 1920 года прекращает свою деятельность Центральный Комитет партии, а через год состоялся процесс, на котором за «антинародную деятельность» были осуждены многие его члены. Видным лидером партии социалистов-революционеров (эсеров) являлся в те годы Владимир Рихтер. Он был арестован несколько позже своих товарищей.

По приговору суда его расстреляли как особо опасного врага народа. В 1923 году партия социалистов-революционеров практически прекратила свое существование на территории нашей страны. Ещё некоторое время продолжали свою деятельность лишь её члены, находившиеся в эмиграции.

Эсеры (Па́ртия социали́стов-революционе́ров) - революционная политическая партия Российской империи, позже Российской Республики и РСФСР. Партия социалистов-революционеров создана на базе ранее существовавших народнических организаций и занимала одно из ведущих мест в системе российских политических партий. Она была наиболее многочисленной и самой влиятельной.

Историко-философское миросозерцание партии обосновывалось трудами Николая Чернышевского, Петра Лаврова, Николая Михайловского. Проект программы партии был опубликован в мае 1904 года, и был утверждён в качестве программы партии на её первом съезде в начале января 1906 года. Эта программа оставалась главным документом партии на протяжении всего её существования. Основным автором программы был главный теоретик партии Виктор Чернов.

Оригинальность эсеровского социализма заключалась в теории социализации земледелия. Социализация земли означала, во-первых, отмену частной собственности на землю, вместе с тем не превращение её в государственную собственность. Во-вторых, переход всей земли в заведование центральных и местных органов народного самоуправления. В-третьих, пользование землёй должно было быть уравнительно-трудовым.

Важнейшей предпосылкой для социализма эсеры считали политическую свободу и демократию. Политическая демократия и социализация земли были основными требованиями эсеровской программы-минимум. Они должны были обеспечить мирный, эволюционный, без особой, социалистической революции переход России к социализму. В программе, в частности, говорилось об установлении демократической республики с неотъемлемыми правами человека и гражданина: свобода совести, слова, печати, собраний, союзов, стачек, неприкосновенность личности и жилища, всеобщее и равное избирательное право для всякого гражданина с 20 лет, без различия пола, религии и национальности, при условии прямой системы выборов и закрытой подачи голосов. Эсеры раньше, чем социал-демократы, выдвинули требование федеративного устройства Российского государства.

Лидерами партии Эсеров были: В. М. Чернов, Н. Д. Авксентьев, Г. А. Гершуни, А. Р. Гоц, Е. К. Брешко-Брешковская, Б. В. Савинков и др. Численность: эсеровскому движению были причастны около 60 тыс. человек.

Период первой русской революции 1905-1907 годов

Эсеры не признавали первую русскую революцию буржуазной. Буржуазия не могла встать во главе революции и даже быть одной из её движущих сил. Эсеры не считали революцию и социалистической, называя её «социальной», переходной между буржуазной и социалистической. Главный импульс революции аграрный вопрос. Таким образом, движущая сила революции - крестьянство, пролетариат и трудовая интеллигенция. Эсеры активно участвовали в подготовке и проведении революционных выступлений в городе и деревне, в армии и на флоте, в организации профессиональных политических союзов, успешно вели работу во Всероссийском крестьянском союзе, Всероссийском железнодорожном союзе, Почтово-телеграфном союзе, Союзе учителей, в деревнях образовывались крестьянские братства и союзы.

Вопрос о программе начал обсуждаться в эсеровской среде еще ле­том 1902 г., а ее проект (четвертый вариант) был опубликован лишь в мае 1904 г. в № 46 “Революционной России”. Проект с незначитель­ными изменениями был утвержден в качестве программы партии на ее первом съезде в начале января 1906 г. Эта программа оставалась главным документом партии на протяжении всего ее существования. Основным автором программы был главный теоретик партии В. М. Чернов.

Эсеры являлись прямыми наследниками старого народничества, сущность которого составляла идея о возможности перехода России к социализму некапиталистическим путем. Однако в народническую доктрину об особом пути России к социализму эсеры внесли суще­ственные коррективы, обусловленные теми изменениями, которые произошли как в России, так и в мировом социалистическом движении к началу XX в. Отвергнув марксистский принцип материалистического монизма, считавший уровень развития производительных сил за “пер­вопричину”, “конечный счет” всех других общественных явлений, ав­торы программы придерживались при ее составлении метода эмпириокритицизма, сводившегося к выявлению взаимозависимости и функциональных связей между всей совокупностью фактов и явлений. В эсеровской программе можно выделить четыре основных блока. Первый из них посвящен анализу тогдашнего капитализма; второй - противостоящему ему международному социалистическому движению; в третьем - давалась характеристика своеобразных условий развития социалистического движения в России; в четвертом - обосновывалась конкретная программа этого движения с последовательным изло­жением пунктов, затрагивавших каждую сферу общественной жизни: государственно-правовую, хозяйственно-экономическую и культурную.

При анализе капитализма особое внимание обращалось на соот­ношение его отрицательных (разрушительных) и положительных (созидательных) сторон. Этот пункт был одним из центральных в эсе­ровской экономической доктрине. Отрицательные стороны связывались с функцией “собственно капиталистической формы эксплуатации производительных сил”, а положительные - с функцией “самого со­держания”, т. е. с ростом самих производительных сил. Соотношение этих сторон считалось более благоприятным в области индустрии и в индустриально развитых странах и менее благоприятным - в зем­леделии и в аграрных странах. Согласно этой теории, чем бла­гоприятнее было названное соотношение, тем более творческую, созидательную роль играет капитализм, тем активнее он обобщест­вляет производство, подготавливает материальные предпосылки для будущего социалистического строя, содействует развитию и объединению промышленного пролетариата. Российский капитализм, по мнению эсеров, характеризовался наименее благоприятным соот­ношением “между творческими, исторически прогрессивными и тем­ными, хищнически-разрушительными тенденциями”. В российской деревне разрушительная роль капитализма считалась преобладающей. Как нетрудно заметить, старонародническая догма о регрессивности капитализма в России в итоге не отрицалась, а лишь корректирова­лась, ее применимость сужалась областью земледелия.

И группировка социальных сил в стране определилась, как считали эсеры, неблагоприятным соотношением положительных и отрицатель­ных сторон капитализма, существованием самодержавно-полицейского режима, сохранением патриархальности. В отличие от социал-демок­ратов эсеры видели в этой группировке не три, а два лагеря. Один из них, под эгидой самодержавия, объединял дворянство, буржуазию и высшую бюрократию, другой - промышленный пролетариат, тру­довое крестьянство и интеллигенцию.

Дворянско-землевладельческий класс определялся как первая и главная опора русского самодержавия. Он сохранял за собой все былые привилегии первенствующего сословия, за исключением права владеть живыми душами. Тем не менее в пореформенный период почва постоянно ускользала из-под его ног. Он терял свое основное богатство - землю, уменьшалась его численность, падала, его роль в экономике, культуре, идейной жизни общества. Лучшие, более или менее прог­рессивно настроенные его представители уходили из этого класса” В его среде приобретали все больший политический вес крайне реакционные элементы, так называемые “зубры”. Дворянско-земле-владельческий класс все более превращался в “почетных государст­венных нахлебников и приживальцев”, становился объектом презрения и ненависти общественных сил, стремившихся к переменам. Чувствуя свою историческую обреченность, он все теснее льнул к деспотической власти, поддерживал и вдохновлял ее реакционную политику.

Принадлежность к вышеназванному, первому, лагерю буржуазии, ее консервативность эсеры объясняли прежде всего ее сравнительной исторической молодостью, политической незрелостью и особенностями происхождения. В Европе абсолютизм был во многом обязан буржу­азии своей победой над феодализмом; в России же, наоборот, бур­жуазия всем была обязана абсолютизму: ни в одной стране, кроме России, правительственная политика “фабрикации фабрикантов” не достигала столь большого размаха. Буржуазия была поистине баловнем власти. Ей предоставлялись различные привилегии: субсидии, пособия, вывозные премии, гарантии доходности, казенные заказы, пок­ровительственные пошлины и т. д. С самого своего зарождения российская буржуазия отличалась чрезмерной концентрированностью, что служило основой для появления у нее олигархических тенденций, вело к обособлению ее в особый, замкнутый, оторванный даже от мел­кой бужуазии социальный слой.

Синдицирование промышленности, пришедшее вместе с иностран­ным капиталом, укрепило связи организаций буржуазии с правитель­ством. На экспертизу и заключение этих организаций нередко передавались правительственные законодательные предположения. Таким образом, у торгово-промышленной верхушки было некоторое подобие своей “неписаной конституции”, которая в экономическом плане была даже выгоднее, чем конституция для всех. Этими обсто­ятельствами во многом объяснялся аполитизм этого слоя, стремление не конфликтовать с правящим режимом. Сказывалось и то, что внут­ренний рынок был сравнительно узким. На внешнем рынке российский капитал не мог свободно конкурировать с капиталом развитых стран. На новых территориях он мог чувствовать себя спокойно лишь тогда, когда они оказывались в составе Российского государства, под защитой его высоких таможенны пошлин. Империалистические же аппетиты российской буржуазии могли быть осуществлены только военной мощью самодержавия. Консервативность русской буржуазии опреде­лялась и тем, что очень активно вел себя пролетариат, выступавший к тому же с самого начала под социалистическим знаменем.Опорой самодержавия, его непосредственным воплощением явля­лась высшая бюрократия. Она не была чуждой ни для дворянства, ни для буржуазии. Ее элитарный слой сливался с земельной аристок­ратией. Буржуазия, хорошо понимая значение “личной унии”, широко привлекала в правление своих предприятий, особенно крупных, акционерных, титулованных лиц, занимавших высокие посты в бю­рократической верхушке. При таком раскладе сил, учитывая ине­ртность и инфантильность, преобладавшие в среде дворянства и буржуазии, роль опекуна-диктатора играло самодержавие.

Для эсеров основным принципом деления общества на классы явля­лось не отношение к собственности, а источник дохода. В итоге в одном лагере оказывались те классы, для которых таким источником служила эксплуатация чужого труда, а в другом - классы, живущие своим тру­дом. К последним относились пролетариат, трудовое крестьянство и трудовая интеллигенция.

Крестьянство являлось предметом особого внимания эсеровской теории и практики, так как по своей численности и экономическому значению оно было, по мнению эсеров, “немного не всем”, в то время как по своему правовому и политическому положению - “чистым ничем”. “Все его отношения с внешним миром,- считал Чернов,- были окрашены в один цвет - данничества”. Впрочем, положение кре­стьянства было действительно настолько тяжелым, что признавалось всеми. Эсеровская оригинальность заключалась не в оценке положения крестьянства, а прежде всего в том, что эсеры в отличие от марксистов не признавали крестьянские трудовые хозяйства мелкобуржуазными; эсеры не разделяли догму, что крестьянство может прийти к соиализму только через чистилище капитализма, через диффе­ренциацию на буржуазию и пролетариаты. Эсеры унаследовали в своей теории положения классиков народнической экономической теории об устойчивости крестьянских хозяйств, об их способности противостоять конкуренции со стороны крупных хозяйств. Эти постулаты и являлись исходными в эсеровской теории некапиталистической эволюции тру­дового крестьянства к социализму.

Упрощенным является распространенное в марксистской литера­туре мнение о том, что якобы эсеры, подобно старым народникам, считали крестьян социалистами по природе. В действительности эсеры лишь признавали, что “общинно-кооперативный мир деревни выра­батывал в ней своеобразное трудовое правосознание, легко смыкаю­щееся с идущей от передовой интеллигенции проповедью аграрного социализма”. На этом представлении основывался пункт эсеровской программы о необходимости пропаганды социализма не только среди пролетариата, но и крестьянства.

Каким же виделся эсерам российский пролетариат? Они прежде всего отмечали, что но сравнению с голью и нищетой деревни городские рабочие жили лучше, но их уровень жизни был гораздо ниже, чем западноевропейского пролетариата. Российские рабочие не имели гражданских и политических прав; отсутствовали и законы, предус­матривавшие улучшение их положения. В связи с этим любые вы­ступления экономического характера приводили, как правило, к столкновению с властями, перерастали в политические. Поскольку у рабочих не было легальных профессиональных организаций, руковод­ство выступлениями рабочих осуществляли, как правило, нелегальные партийные организации.

Партии. РСДРП(б). Большевики

Б.М.Кустодиев. Большевик.1920г.

Название партии

Российская социал-демократическая партия большевиков

Партия РСДРП образована в 1 марта 1898 году на 1 съезде в Минске. Окончательное оформление партии - в 1903 г.

На 2 съезде партии в 1903 г . произошёл раскол на большевиков и меньшевиков.

Большевики - члены левого, революционного крыла РСДРП.

Название «большевики» появилось после получения на 2 съезде большинства голосов при выборе в ЦК партии. Позднее синонимами слова стали слова: «марксист», «революционер», «ленинец», «коммунист»

Причины раскола:

    Различия в оценке обстановки в стране

    Различия стратегии, тактики, методов борьбы

    Различия в принципах построения партии

    Личное соперничество лидеров за власть

Годы существования

Изменения в названии партии:

    РСДРП - с 1898(Российская социал-демократическая партия)

    РСДРП(б) – с 1917 (Российская социал-демократическая партия большевиков)

    РКП(б) - с 1918 (Российская коммунистическая партия большевиков)

    ВКП(б) с 1925(Всесоюзная коммунистическая партия большевиков)

    КПСС – с 1952(Коммунистическая партия Советского Союза)

Социальная база

    Рабочие

    Крестьяне

    Угнетённые слои населения

Численность

В начале 20 века- 46 тысяч и около 20 млн. в 1991г.

Лидер

В.И.Ленин (Ульянов)

Программа

    Принципы построения партии

Закрытая, доступная не всем слоям населения, жёсткая дисциплина, принцип подчинения меньшинства большинству

    Движущая сила революции

Пролетариат

    Отношение к крестьянству

Союз с крестьянством, против союза с буржуазией

    Государственное устройство

Свержение самодержавия, установление демократической республики

    Политические свободы и преобразования

    Свобода слова, печати, союзов, совести

    Всеобщее избирательное право

    Национальная политика

Право наций на самоопределение вплоть до отделения и образования независимого государства

Принцип пролетарского интернационализма, то есть единство пролетариата в мировом масштабе. Лозунг: «Пролетарии всех стран, соединяйтесь!»

    Аграрный вопрос

Отмена выкупных платежей и повинностей, конфискация помещичьих земель, национализация земли, то есть переход её в собственность государства, которое затем осуществит её распределение

    Рабочий вопрос

Введение рабочего законодательства

8-часовой рабочий день

Социальные льготы и гарантии

Отмена штрафов

Ограничение детского и женского труда

Введение рабочего контроля на предприятиях

Программа-минимум:

    1 этап - буржуазно-демократическая революция

    Всеобщее избирательное право и демократические свободы

    Широкое местное самоуправление

    Право наций на самоопределение

    Решение рабочего и крестьянского вопросов

    Всеобщее образование, отделение церкви от государства и государства от церкви