Задания по зоологии. «Играя, вспоминаем»: летние задания. Занятия по разделу «Царство Животные»

Орлова Ольга Александровна

Использование
креативных заданий
на уроках биологии в 7 классе
как один из способов
развития
творческих способностей учащихся


Традиционные методы и формы обучения направлены прежде всего на передачу готовых знаний учащимся, а новый стандарт биологического образования ставит другие цели, среди которых: развитие творческих способностей школьников. Для этого необходимы совершенно другие методы и приёмы, одним из актуальных среди которых является использование креативных заданий - именно такие задания развивают фантазию, воображение, ассоциативность мышления, т.к. предполагают создание школьником собственного продукта: идеи, рисунка, сочинения и т.д., именно такие задания пополняют опыт творческой деятельности учащихся.
Цель данной работы: апробировать методику использования креативных заданий, которые подобраны автором по всем темам раздела «Животные»
Раздел животные изучается по УМК И. Н. Пономарёвой в 7 классе. В нашей школе 7 – ых классов – два:
7-а – класс с углублённым изучением английского языка, в нём 23 ученика, из них 13% с 3-им уровнем обучаемости, 57% - со 2-ым. Учащиеся этого класса с высокой мотивацией к учению, любознательные, активные, с удовольствием выполняют любые задания, в том числе и межпредметные, и творческие. Сформированность общеучебных умений у большинства учеников достаточно высокая. Подавляющее большинство школьников этого класса с интегрально-эмоциональным познавательным стилем. В этом классе творческие способности учащихся необходимо только продолжить развивать.
7-б – общий класс, в котором 20 учеников, из которых всего 24% со 2-ым уровнем обучаемости, остальные – с первым. Четверть класса с очень низкой мотивацией к учению, четверть – с высокой, сформированность общеучебных умений у большинства учащихся на низком уровне, почти у всех школьников этого класса интегрально - деятельностный познавательный стиль. По рейтингу предметов в этом классе на 1 месте урок физкультуры. Ученики любят выполнять небольшие конкретные задания, особенно пересказывать, поэтому над развитием их творческих способностей необходимо усиленно работать.

Изучение зоологии всегда вызывает интерес у учащихся, тем более, что
в кабинете биологии нашей школы очень много наглядных пособий: таблиц, картин, коллекций, моделей, раздаточного материала, микропрепаратов. У нас в школе есть прекрасная библиотека, видеоаппаратура (а в УМИПЦ при РУО очень много видеофильмов о животных), есть компьютерный класс. Учебник «Биология: животные» В. М. Константинова, В. Г. Бабенко, В. С. Кучменко красочный, интересный и доступный, но в нём нет творческих заданий для учеников. Поэтому актуальность данной работы очевидна.

Креативные задания по теме «Простейшие»:

Задания
Методы креативной
педагогики
1. Опишите амёбу обыкновенную, используя только прилагательные
метод образного видения

2. Представьте себе, что вы – эвглена зелёная. Опишите свои ощущения.
метод эмпатии (вживания)
3. Составьте вопросы про инфузорию туфельку, используя слова: кто? что? зачем? где? чем? когда? как?
Примеры ответов учащихся:
на вопрос №1 – «Одноклеточная, крошечная, кляксовидная, симпатичная»
на вопрос №2 – «Я одноклеточная - мне очень одиноко и скучно, а бывает и страшно, я очень маленькая – быстро устаю»

Креативные задания в биологической олимпиаде:

4. Зачем кактусу колючки? метод смыслового видения

5. Принято собирать в кучи и сжигать опавшие
листья. Хорошо это или плохо. Почему?
метод смыслового видения

6. На грядке с огурцами юннаты оборвали все
пустоцветы. Правильно ли они сделали?
Почему?
метод смыслового видения

7. Какие особенности характерны для
прикреплённых и малоподвижных
кишечнополостных? Как связаны эти
особенности с их образом жизни?
метод фактов

Креативные задания по теме «Черви»:

9. Что здесь лишнее? Дайте по 2 разных ответа.
Ответы обоснуйте.
печёночный сосальщик, свиной цепень, медицинская пиявка, белая планария
человеческая аскарида, свиной цепень, медицинская пиявка, нереис
пескожил, белая планария, ложноконская пиявка, дождевой червь
метод сравнения

Креативные задания по теме «Насекомые»:

10. Представьте себе, что вы – гусеница, превращающаяся в бабочку-капустницу. Опишите свои ощущения.
метод эмпатии (вживания)

11. Опишите пчелу медоносную, используя только прилагательные
метод образного видения

12. Придумайте 3 вопроса о муравьях, используя слова: зачем? почему? сравни.
метод эвристических вопросов

13. Нарисуйте зоошутку – необычное насекомое, которого не существует в природе: органы возьмите от разных насекомых.

Метод фактов

14. Как вы думаете, что произойдёт, если вдруг исчезнут все насекомые?
метод прогнозирования
15. Найдите биологическую неточность

А) в стихотворении А. А. Фета «Бабочка»:
Ты прав.
Одним воздушным очертаньем
Я так мила.
Весь бархат мой с его живым
миганьем-
Лишь два крыла.
Не спрашивай: откуда появилась,
куда спешу?
Здесь на цветок я лёгкий опустилась
и вот - дышу.
Б) в басне И. А. Крылова «Стрекоза и муравей»:
Попрыгунья Стрекоза
Лето красное пропела,
Оглянуться не успела,
Как зима катит в глаза.

«Кумушка, мне странно это:
Да работала ль ты в лето?»-
Говорит ей Муравей.

Метод ошибок

Примеры ответов учащихся:
на вопрос №10 «Если я буду гусеницей, мне будет приятно есть сочные листья капусты, но будет и страшно: вдруг птица склюёт или, если я окажусь на земле, кто-нибудь наступит на меня. Когда я буду становиться бабочкой, я закутаюсь в красивый кокон, и мне будет тепло. У меня постепенно появятся крылья – я стану очень красивой и смогу летать, вырастет длинный хоботок – я буду есть сладкий нектар: как это здорово!»

На вопрос №11 «Работящая, прозрачно-перепончатокрылая, жалящая, умная, полезная, медоносная»

Креативные задания по теме
«Рыбы. Земноводные. Пресмыкающиеся»:

16. Придумайте ребусы:
*один – о рыбах,
*второй – о земноводных,
*третий – о пресмыкающихся.
метод символического видения

17. Почему мы так говорим:
-как рыба в воде
-нем, как рыба
-как сельди в бочке?

18. Придумайте рекламу отряду Акулы.
метод образного видения

19. Представьте себе, что вы – лягушка. Как вы себя чувствуете на суше и в воде? Где вам нравится больше?
Почему?
метод эмпатии (вживания)
20. Составьте описание «особо опасного преступника» - змеи кобры.
метод фактов

Примеры ответов учащихся:
на вопрос № 18 «Акула лучшая из всех,
Хотя кусается.
Она красавица из тех,
Кто здесь не славится.
Самая серая,
Самая злючая,
Бывает и белая,
Бывает колючая»
на вопрос №20 «Внимание! Разыскивается опасный преступник! Его особые приметы: нет ног, длинный скользкий тип, вооружён до зубов, на рёбрах ходит, у него есть капюшон, на нём – татуировка»

Креативные задания по теме «Птицы»:

21. Напишите ответ на вопрос: кто такие птицы?
с помощью символов, которые придумайте сами. метод символического видения

22. Напишите мини-сочинение от имени кукушки. метод эмпатии (вживания)

23. Найдите в стихах биологические неточности:

А) С. Я. Маршак.
А эта весёлая птица-синица,
Которая часто ворует пшеницу,
Которая в тёмном чулане хранится
В доме, который построил Джек.

Б) С. Есенин:
Выткался над озером
алый цвет зари,
На бору со звоном
плачут глухари.
Где-то плачет иволга,
схоронясь в дупло,
Только мне не плачется-
на душе светло.
В) А. Н. Плещеев:
Травка зеленеет.
солнышко блестит,
Ласточка с весною
в сени к нам летит.
Дам тебе я зёрен,
а ты песню спой,
Что из стран далёких
принесла с собой.
Г) В. А. Жуковский:
Где же ты, птаха?
Где ж ты, певичка?
В дальнем краю
Гнёздышко вьёшь ты,
Там и поёшь ты
Песню свою.

Метод ошибок

24. Почему мы так говорим
- как с гуся вода
- чёрный, как ворон
- лучше синица в руках, чем журавль в небе
- слово не воробей – вылетит не поймаешь.
Верно ли это с биологической точки зрения?

Метод эвристического исследования

25. Представьте себя птенцом, который вот-вот вылупится из яйца. Опишите свои ощущения.
метод эмпатии (вживания)

Примеры ответов учащихся:
на вопрос №22 «Я – кукушка. Каждую весну я откладываю яйца и подкладываю их в гнёзда к другим птицам и не забочусь о своих детях, я их даже не знаю – у меня нет родственников: я всегда одна. Но всё-таки быть кукушкой мне очень нравится: я красиво выгляжу, моё «ку-ку» самое прелестное в лесу. А у какой ещё птицы, кроме меня, вы можете спросить: сколько мне жить осталось?

На вопрос №25 «Как же было тепло, но неуютно внутри яйца: была сплошная мгла, негде было развернуться. А теперь я готов к тому, чтобы выйти из своего домика на белый свет – я уже достаточно вырос, я слышу голос мамы, что уже пора. Страшновато, конечно, покидать это тёплое убежище, но надо…Ой!»

Креативные задания по теме «Млекопитающие»:

26. Опишите тигра уссурийского и слона индийского, используя одни прилагательные. метод образного видения

27. Составьте ребус, в котором зашифруйте главный признак млекопитающих животных Метод символического видения
28.Составьте вопросы о внутреннем строении млекопитающих, которые будут начинаться словами:
Почему?
Сравните…
Что случится, если..?
Какие условия нужны, чтобы..?
Докажите…
метод эвристических вопросов
29. Почему мы так говорим:
- здоров, как бык
- как белка в колесе
- пусти козла в огород
- медведь на ухо наступил
- как корова на льду?

Верно ли это с биологической точки зрения?
метод эвристического исследования
30.Знаете ли вы?

С детства знакомая картинка: ёж, несущий на своих иголках яблоко.
Куда он его несёт?
К какому отряду относится ёж?
Чем же он питается?
Разве яблоки ему нужны?
Может, это он готовит себе на зиму?
Как зимует ёж?
Нужно ли ему зимой пропитание?
И почему из множества яблок ёж выбирает наиболее кислые дички?
Зачем же они ему? метод гипотез

Лето, ах лето! Мечта каждого школьника! Каникулы целых три месяца! Не надо рано вставать, а главное ходить в школу, учить уроки, к чему-то готовиться. Свобода!

Да, начались каникулы! И, как правило, за этот период снижается уровень учебных знаний, умений и навыков у школьников. Хотя учителя и задают летнее задание (в основном практического содержания), но годовая теоретическая подготовка за три месяца резко сокращается. Да и задание, как правило, делается и оформляется в последнюю неделю (если не в последний день!).

Биологический проект «Играя, вспоминаем!» даёт возможность ученику приступить к непродолжительным занятиям в течение летнего периода (исключая выходные и праздники). Например, календарь занятий на 2014 год. Зеленым цветом выделены занятия по ботанике, оранжевым - по зоологии.

Мы постарались разработать и подобрать ранее изученные материалы так, чтобы повторение не превратилось в скучный процесс, и ученику было интересно. Для этого (не навязчиво) включены несложные задания в игровой форме, но побуждающие «порыться» в уголках своей памяти. Подборка материала включает в себя 17 занятий по курсу «Царство Растения» и 16 по курсу «Царство Животные». Это познавательные вопросы, биологические ребусы, биологические головоломки, небольшие кроссворды и тесты. Включены биологические настольные игры, направленные на повторение внешнего и внутреннего строения растительного и животного мира. Много внимания уделено основным представителям этих двух царств. Выполняя эти задания, ученик не только повторит пройденный учебный материал, но и познакомится с интересными фактами, что позволит значительно расширить кругозор по ранее изученной теме.

Занятия по разделу «Царство Растения»

Занятия по разделу «Царство Животные»

Биологический проект «Играя, вспоминаем!» по нашему мнению, имеет огромный теоретический и практический потенциал не только на период летних школьных каникул. Он также с успехом может быть использован и учителем в течение всего учебного года. Ценность проекта — в его мобильности. Творчески работающий учитель, используя свой наработанный опыт, имеет возможность создать свой собственный (уникальный) проект.

Как я полагаю, в летний период контроль за ребёнком ложится на родителей. Поэтому, прежде всего, сейчас я обращаюсь к Вам — родители! Чтобы работа доставляла не только удовольствие ребенку, но и вам, а так же давала ощутимый результат, позвольте предложить несколько советов.

  1. Работа должна быть системной, поэтому предлагаю сделать собственный удобный (конкретно для вас) график-календарь (его вариант прилагается). Так будет легче ориентироваться. Возможен вариант – вначале выполнить работы по ботанике, а затем по зоологии, или наоборот.
  2. Время работы не ограничено (как в течение дня, так и по продолжительности).
  3. Выполнение работы в любой последовательности (полная свобода действия ребёнка!)
  4. При выполнении задания ребёнок имеет право пользоваться любой учебной, дополнительной, справочной литературой (вплоть до тетради по биологии).
  5. Оценивание работы по договорённости с ребёнком: это могут быть оценочная, зачётная, балловая системы или другие формы поощрения.

И последнее. Проверку выполненного задания следует предложить выполняемому шаблон с ответами. Почему? Ребёнок ещё раз «пробежится» по работе и сам отметит свои неточности (не люблю слово «ошибки»). Но это опять на ваше усмотрение.

Очень надеемся, что наш проект «Играя, вспоминаем!» принесёт вашему ребёнку не только ощутимый результат, но и увеличит время общения с близкими ему людьми. Думаем, что для вас это тоже очень важно!

Все мы подзабыли всенародное изречение наших предков: «Повторение — мать учения!». Включение в рабочую программу уроков темы «Повторение пройденного», в настоящее время — мечта учителя, и не только биолога.

Летние задания по ботанике

Задание 1. Изучение способов распространения растениями плодов и семян.

  • Выявите время образования плодов и семян у растений: осота, бодяка, череды, репейника, бальзамина, одуванчика. Зарисуйте внешний вид растений.
  • Соберите их плоды и семена и установите, у каких из них развились приспособления к распространению ветром или животными, саморазбрасыванием и в чем проявляется та или иная приспособленность. Заполнить таблицу.

Распространение

растения

ветром

животными,

саморазбрасыванием

осот

бодяка

череда

репейник

бальзамин

бальзамин

  • Сделайте коллекцию плодов и семян, распространяемых растениями с помощью ветра, животных и саморазбрасыванием.

Задание2. Наблюдения за временем раскрытия и закрытия цветков цветковых растений.

  • Установите сезонные сроки цветения (от и до) одуванчика, ноготков, садового вьюнка ипомеи.
  • Изучите особенности строения цветков. Зарисуйте их.
  • Выявите время наблюдения за раскрытия и закрытия цветков или соцветий дикорастущих и садовых цветковых растений: одуванчика, ноготков, садового вьюнка ипомеи.
  • Выясните, в какое время раскрываются и закрываются цветки каких либо других наиболее известных вам цветковых растений.
  • Установите, с чем связаны наблюдаемые явления в жизни растений.
  • Соберите для засушивания и изготовления гербарных листов несколько растений, открывающих и закрывающих цветки или соцветия в строго определенное время суток.

Задание3. Наблюдения за подзимними посевами корнеплодов .

Выяснить, как влияют подзимние посевы на сроки уборки корнеплодов (морковь, свекла, петрушка).

Сравнить развитие раннеспелых сортов корнеплодов при подзимних и весенних посевах:

  • отметить сроки появления всходов, первого, второго и третьего настоящих листьев на опытных делянках (подзимний посев) и контрольных (весенний посев);
  • подсчитать число листьев, оценить величину корнеплодов через каждые 15 дней (в течение всего вегетационного периода - от появления всходов до уборки);
  • отметить появление стрелкующихся растений.

Задание 4. Собрать растения и смонтировать гербарий, иллюстрирующий их индивидуальное развитие.

1.Заложить опыт и провести наблюдения за выращиванием астры, с прищипкой главного побега и удалением боковых побегов. Каждая из которых, выращивается на трех делянках:

  1. без названных манипуляций (контроль);
  2. с прищипкой главного стебля (опыт);
  3. с удалением боковых побегов (опыт).
  • Рассмотрите форму куста
  • число цветков (или соцветий), их размеры,
  • сроки и продолжительность цветения;
  • количество семян

2.Оформить гербарий цветков.

3.Собрать семена со всех делянок.

4.Составить сравнительный отчет о проделанной работе в виде таблицы с с схематическими рисунками

Задание 5.

Летние задания по зоологии

1. Наблюдения за развитием бабочки капустной белянки

  • Отыщи на листьях капусты несколько гусениц капустной белянки. Поместите их в стеклянную литровую банку и завяжите ее сверху марлей.
  • Кормите гусениц листьями капусты.
  1. Наблюдайте, как и часто ли они едят,
  2. много ли поедают корма.
  3. Опишите внешний вид гусеницы и зарисуйте ее.
  • Дайте гусеницам вместо листьев капусты листья пастушьей сумки, сурепки или другого крестоцветного растения.
  1. Отметьте, будут ли гусеницы есть этот корм.
  • Дотроньтесь кончиком карандаша или прутиком до гусеницы.
  1. Проявится ли у нее при этом оборонительный рефлекс? Если проявится, то в чем он выражается?
  • Проследите, как гусеницы линяют, как они превращаются в куколок. Схема превращения.
  1. Меняется ли поведение гусениц перед окукливанием?
  2. Отметьте, через сколько суток из куколок выйдут бабочки. Опишите их внешний вид.
  • Наблюдайте, будут ли из тела некоторых гусениц выходить небольшие чевеобразные личинки наездника белянскового. Что с ним будет происходить потом? Много ли гусениц заражено наездником?

2.Наблюдения над божьими коровками.

  • Несколько божьих коровок поместите в стеклянную банку, которую с верху затяните марлей.
  • Отыщите черемуху ли другое растение, побеги которых облеплены тлями. Срежьте один из побегов с тлями и поставьте его в стакан с водой, а затем в банку с божьими коровками.
  • Наблюдайте, будут ли божьи коровки поедать тлей. Если будут, то попробуйте подсчитать, сколько тлей может уничтожить за сутки одна божья коровка.
  • Отыщите в колониях тлей личинок божьей коровки, поместите их в другую банку и проследи, едят ли они тлей. Наблюдайте за превращением личинок в куколок. Схема превращения.
  • Отметьте, через сколько суток, после окукливания выйдут взрослые божьи коровки. Опишите их внешний вид.
  • После окончания наблюдений за божьими коровками их следует обязательно выпустить в природу.
  • Сделать вывод о значении божьи коровки в природе.

3.Обнаружение гидр в естественных водоемах и наблюдения за их питанием.

  • Наберите с помощью сачка в июле-августе в стеклянную банку из пруда или реки ряски, листьев кувшинки. Дома разложите содержимое банки в несколько других банок, налейте в каждую доверху воды и поставьте на подоконник.
  • Осмотрите на следующий день с растениями: попробуйте найти гидр на освещенных стенках банок.
  • Обнаруженных гидр отловите из банок стеклянной трубочкой, для чего зажмите верхний конец трубки пальцем, а нижний подведите к гидре. Откройте верхний конец трубки, и гидра током воды будет увлечена в нее. Теперь снова зажмите пальцем верхний конец трубки, и перенести гидру в банку с водой и веточкой элодеи.
  • Кормите гидр пресноводными рачками – дафниямии и циклопами. Пронаблюдайте,
  1. какой вид имеет голодная и сытая гидра, зарисовать.
  2. как она ловит добычу, зарисовать.
  3. сколько рачков может съесть за одно кормление,
  4. сколько времени сытая гидра не принимает добычу.
  • Регулярно кормите гидр пресноводными рачками. Принесите банку с гидрами в начале сентября.

4.Провести наблюдения за пауком и его ловчей сетью.

  • В саду или лесу найдите ловчие сети пауков. Из всех выберите самую аккуратную, целую.
  • Тщательно зарисуйте ее. Измерьте длину и диаметр сети. Потрогайте радиальные лучи сети - клейкие ли они? А нити, соединяющие их?
  • Некоторое время наблюдайте за ловчей сетью. Если удастся, подробно пронаблюдайте и опишите процесс охоты паука за добычей.
  • Затем испытайте паутину на прочность. Для этого осторожно подвесьте к центру паутины палочку в виде крючка. Порвалась ли паутина? Если нет, то постепенно увеличивайте нагрузку: подвесьте палочку потолще, шишку, карандаш, ножичек и другие предметы. Последовательность подвешивания предметов записывайте в таблицу:

Название предмета

Вес

  • Позднее взвесьте эти предметы и их вес отразите в той же таблице. Сделайте выводы.
  • В течение лета продолжайте присматриваться к ловчим сетям пауков.
  • Если удастся увидеть сеть другой формы, зарисуйте ее и укажите место, где обнаружили.
  • Составьте письменный отчет. В нем должны быть все ответы на поставленные вопросы, описания наблюдений и рисунки (по возможности, фотоиллюстрации).

Занимательные межпредметные домашние задания выполняются учащимися по желанию.

Тема: «Насекомые»

Литература

    Определите систематическое положение семи насекомых из сказки К.И. Чуковского «Муха-Цокотуха».

    Найдите биологическую неточность в стихотворении А.Фета «Бабочка»:

Ты прав. Одним воздушным очертаньем
Я так мила.
Вес бархат мой с его живым миганьем -
Лишь два крыла.
Не спрашивай: откуда появилась?
Куда спешу?
Здесь на цветок я легкий опустилась
И вот - дышу.

(У бабочек 4 крыла. )

    Узнай пословицу, изложенную на языке биологических и технических терминов.

Приблизительно 20 г продукта полукоксования твердого топлива приводит в непригодное к использованию состояние весь продукт переработки нектара растений представителями отряда перепончатокрылых, находящийся в большой деревянной емкости. (Ложка дегтя портит бочку меда .)

Математика

    Чтобы поднять что-нибудь, что в 10 раз превышает вес 10 муравьев, потребуются 2 рабочих муравья. Чтобы приподнять груз, превышающий во столько же раз вес 10 человек, потребуются усилия 70 обычных граждан. Во сколько раз простой муравей сильнее обычного гражданина? (В 35 раз. )

    Пчелиная семья насчитывает 80 тыс. пчел и собирает за сезон 150 кг меда. Сколько меда добывает каждая рабочая пчела, если учесть, что 1/16 часть этого семейства занята другими делами? (2 г. )

Тема: «Рыбы»

Музыка

    Какую рыбу нес кум куму в русской народной песне «Вдоль по Питерской»? (Судака .)

Литература

    Какой рыбой угощал Демьян соседа Фоку в басне И.А. Крылова «Демьянова уха»? (Лещом и стерлядью .)

    Какой рыбой потчевал Хлестакова попечитель богоугодных заведений Земляника в комедии Н.В. Гоголя «Ревизор»? (Лабарданом - свежепросоленной треской .)

    Почему одного из персонажей романа М.А. Шолохова «Поднятая целина» прозвали Щукарем? (В детстве Щукарь пытался под водой откусить фабричный крючок с чужой удочки и сам попался на него вместо щуки. )

    На какую рыбу был зван Фамусов во втором действии комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума»? (На форель. )

    Кого писатель В.П. Астафьев назвал Царь-рыбой? (Осетра .)

    Исследуйте фразеологизмы:

Нем как рыба;
- как рыба в воде.

Когда мы так говорим? Верно ли это с биологической точки зрения?

География

    Какой остров на Дальнем Востоке нашей страны своим очертанием напоминает рыбу? (Сахалин .)

    Какие рыбы украшают гербы российских городов? (Волгоград - стерляди, Таганрог - осетр, Онега - сёмга, Переславль-Залесский - сельди, Ишим - карась .)

Тема: «Птицы»

Литература

    Какая птица своей песней отгоняла от ложа китайского императора смерть, если верить Г.Х. Андерсену? К какому она относится отряду? (Соловей. Воробьинообразные. )

    Какая птица - «однофамилица» великого русского писателя? (Гоголь .)

    В поэме А.М. Горького описан буревестник «гордо реющий над седой равниной моря», который радуется буре. На самом деле он радуется не буре. А чему же?

    Найдите в стихах биологические неточности.

А это веселая птица-синица,
Которая часто ворует пшеницу,
Которая в темном чулане хранится
В доме, который построил Джек.

(Синица - в основном насекомоядная птица, вреда зернохранилищам не причиняет .)

Выткался над озером алый цвет зари,
На бору со звонами плачут глухари.
Плачет где-то иволга, схоронясь в дупло,
Только мне не плачется - на душе светло.

(Иволга в дуплах не живет .)

В.А. Жуковский:

Где ж ты, птаха!
Где ты, певичка!
В дальнем краю
Гнездышко вьешь ты.
Там и поешь ты
Песню свою.

(Перелетные птицы вьют гнезда и выращивают птенцов только на родине .)

А.Н. Плещеев:

Травка зеленеет,
Солнышко блестит,
Ласточка с весною
В сени к нам летит.
...Дам тебе я зерен,
А ты песню спой,
Что из стран далеких
Принесла с собой.

(Ласточка - исключительно насекомоядная птица, зерна не ест. )

История

    На чьем оперении богиня Гера разместила все 100 глаз Аргуса? (Павлина .)

    В Древней Греции и Древнем Риме у каждого бога были свои любимые птицы. У Зевса - орел, у Геры - павлин и кукушка, у Афины - сова и петух. А у Афродиты? (Голубь и лебедь. )

Математика

    Пара ласточек в период вскармливания птенцов прилетает к гнезду 400 раз в день, принося за 1 раз 0,5 г насекомых. Период вскармливания длится 20 дней. Сколько килограммов насекомых уничтожают в период вскармливания птенцов 3 пары ласточек? (12 кг. )

    При попутном ветре скорость почтового голубя 100 км/ч, при встречном - в 2 раза меньше. Какое время проведет в полете почтовый голубь, доставляющий послание за 850 км и возвращающийся с ответом, если туда он летит при попутном ветре, а оттуда - при встречном? (25 ч 30 мин. )

Математика и география

    С какой скоростью летят ласточки, если они за 12 ч без остановок пересекают с севера на юг Средиземное море? (10-15 м/с .)

Физика

    Почему птицы без вреда для себя сидят на проводах высоковольтной передачи? (Тело сидящей на проводах птицы представляет собой ответвление цепи, включенное параллельно участку проводника между лапками птицы. При параллельном соединении двух участков цепи величина токов в них обратно пропорциональна сопротивлению. Сопротивление тела птицы огромно по сравнению с сопротивлением небольшой длины проводника, поэтому величина тока в теле птицы ничтожна и безвредна. Но если крупная птица, взлетая, коснется крылом металлической опоры линии за изолятором, ее тело станет участком цепи между линией и землей. Сопротивление в такой цепи значительно меньше, чем сопротивление всей линии, и птица будет мгновенно убита током. )

Музыка

    Какая птица называется так же, как и часть струнного музыкального инструмента? (Гриф .)

    Песню какой известной птички использовал Н.А. Римский-Корсаков для создания мелодии ре-четатива Весны в опере «Снегурочка»? (Снегиря .)

Физкультура

    Майки футболистов какой страны украшает петушок? (Франции .)